Реформа СРО: НОСТРОЙ уполномочен разъяснять

Для этого в последние несколько недель были проведены сначала «стратегические обсуждения» закона с выявлением узких мест и комментариями, что делать, а потом и круглый стол для прессы, где руководитель Аппарата НОСТРОя Виктор Прядеин, руководитель Аппарата НОПРИЗа Сергей Кононыхин, координатор НОСТРОя по Москве Иван Дьяков, представитель Минстроя России и другие гости должны были объяснить журналистам все прелести и выгоды нового закона. Заметим, что на мероприятии собралась, в большинстве своем, строительная пресса – хотя, с другой стороны, вряд ли руководителю СРО или строительной компании придет в голову искать ответы на прикладные вопросы в области саморегулирования или строительства в «Коммерсанте» или «Ведомостях».

Открывая круглый стол, Виктор Прядеин отметил, что за семь лет саморегулируемое сообщество сделало много хорошего и полезного, но реформа все равно назрела, хотя бы потому, что допуски коммерческих СРО можно было купить «в каждом подземном переходе», а часть руководителей СРО обращалась с компенсационными фондами как со своим собственным кошельком. По словам Виктора Прядеина из 100 млрд рублей накопленных компфондов, как минимум, 25 млрд рублей либо зависли в закрытых банках, либо разворованы руководством СРО. Сколько же денег есть на самом деле, покажет процесс перевода средств компфондов СРО на спецсчета в уполномоченных банках. Возможно, что это будет далеко не 75 млрд рублей.

Кроме того, идеологи и авторы закона были уверены, что большинство СРО проводила проверки своих членов чисто формально, проверяя документы, а не компании, поэтому при минимуме затрат имела максимум доходов и удовольствия. И если ответственность перед третьими лицами еще каким-то образом могла наступить после аварии или некачественно выполненных работ, то за соблюдение сроков договоров никто не отвечал, кроме собственно подрядчика. А теперь, поскольку государство полно решимости отслеживать не только расходование средств, но и сроки исполнения госконтрактов, еще одной ответственной стороной становятся саморегулируемые организации. Напомним, что для всех компаний, которые будут работать с бюджетными деньгами, членство в саморегулируемой организации и формирование двух компенсационных фондов обязательно (исключение – работы до 3 млн рублей).

Кроме того, строительные компании теперь будут более жестко контролироваться со стороны СРО своего региона, они обязаны состоять в СРО по месту прописки, хотя право участвовать в тендерах хоть по всей стране за компаниями сохраняется. Напомним, правда, в этой ситуации высказывание первого вице-губернатора Вологодской области о том, что региональная СРО должна обеспечить выход на рынок только своих строительных компаний – и подумаем, сколько еще чиновников будут рады заняться ровно тем же, т.е. ограничением конкуренции.

Что касается формирования компенсационного фонда договорной ответственности, в НОСТРОе уверены, что большинство компаний от этого не пострадают, поскольку имеют объемы работ менее 60 млн рублей, а там совокупный взнос в оба компфонда не превысит предыдущий, т.е. 300 000 рублей. Что же касается обеспечения качества строительства и выполнения договорных обязательств, тут на помощь придет Национальный реестр специалистов, в который будет вноситься весь инженерный состав строительных компаний с соответствующими послужными списками, а для ГИПов и ГАПов наступает персональная ответственность за свою деятельность.

Кроме того, контролировать работу членов СРО помогут стандарты НОСТРОя по производству видов работ, а работу самих СРО – общие стандарты, которые также должен будет разработать НОСТРОЙ. Предполагается, что в этих стандартах впервые появится требование к руководителям СРО «быть хоть немножко строителями».